БЛОГ

Как говорить с ребенком о зависимости - компьютерных играх ?

2023-09-01 03:27
Часто беседы «на поверхности» из серии «хватит, твое время в игре закончилось, отберу телефон, ноутбук» - приводят к серьезным конфликтам, вспышкам гнева, агрессии и недоверию с обоих сторон.

Прежде, чем выстраивать конструктивный, понимающий диалог с ребенком стоит признать несколько фактов, а также проявить серьезный интерес к личности ребенка с посылом, а что же происходит в его внутреннем мире, пока он занят игрой.

Интерес к его увлечениям и понимание, а также любовь к ребенку и ваша способность объяснять смыслы будут заветным ключом и углубят ваши отношения.

Факты:

МКБ 11 (международная классификация болезней) признает компьютерную зависимость от чатов, игр, видео и т.д. как «игровое расстройство».

Киберпространство – реальность любого современного человека. Мы учимся, выполняем работу, смотрим счета через телефон – для ребенка обладать компьютером, телефоном – значит быть, как папа и мама, то есть взрослым.

Понаблюдайте, какими видами игр ребенок увлечен, ведь игры позволяют чувствовать нечто, чего не хватает в реальной жизни, так восполнять этот дефицит, либо наоборот игра гасит нарастающую тревогу:

Ролевые игры, героические саги – позволяют идентифицироваться с персонажем его способностями, каким ребенок себя представляет, но не реализовывает.

Стрелялки, убийства монстров – попытка совладать с подавляемой агрессией и противостоять реальным страхам, ведь виртуальная ситуация безопасна и позволяет не испытывать чувство вины за сделанное.

Квесты, бродилки, пасьянсы – тревога ожидания и неопределённости, что называется «убивают» время, сохраняя «иллюзию действия», замещая реальные шаги, попытки - мнимыми передвижениями.

Сетевая вовлеченность в игру – самый сильный вид зависимости. Анонимность и дружба. Когда игрок входит в виртуальное пространство, то сохраняет иллюзию дружбы, близости и свободы. А значит испытывает сложности в проявлении своего Я и установлении дружеских контактов, которые требуют физического и эмоционального вклада.



Все эти пункты объединяются необыкновенным чувством ПОТОКА (Чиксентимиххайи), которое в реальной жизни человек должен, но по психологическим причинам не может, испытывать от профессиональной деятельности, включенности в любовные и дружеские отношения, от своего Я.

Чувство ПОТОКовости у игроков сопровождаются концентрацией, вызовом в игре, приобретением навыков в игре, иллюзией контроля над ситуацией в игре, четкими целями, которые бывают размыты в жизни, обратной связью от вирт.пр. виртуальным социумом.

С точки зрения психики – компьютерные игры – это способ психической саморегуляции, в игру уходят от стресса, тревоги, неудовлетворенности собой и жизнью, невозможности проявить в отношениях сильные эмоции, кажущиеся запретными.

На компьютерное пространство может переноситься:

- форма тревожной привязанности к объекту и страх его потерять - контроль над ходом игры. Компьютер, как родитель с желанными качествами.

- фаллические символы, большой компьютер, навороченный и т.д.

- запрос на идентичность, КТО Я? Подростковый период самоопределения и т.д.

Игровая зависимость сходна с алкогольной еще и тем, что имеет стойкий абстинентный синдром и подчиняет себе обычную жизнь человека. Например, если не удалось поиграть – возникает злость, игры приоритетны перед реальными отношениями, есть стойкое и требовательно навязчивое желание уйти в игру – попросту отключиться от реальности.

Нарушения, наблюдаемые в игровой и интернет-зависимости:

- потеря ориентации во времени, которая в последствии разрушает профессиональную деятельность, отношения, влияет на учебу и распорядок.

- физические симптомы – ослабленный иммунитет, в следствии нарушения сна, потеря физической активности, проблемы спины, шеи, глаз, учащенное сердцебиение, отдышка.

- абстинентный синдром – возбуждение, депрессия, гнев, беспокойство, когда человек удален от гаджета.

Если вы заметили симптомы игровой зависимости, то ход к исцелению лежит через уменьшение тревоги ребенка, диалога о смыслах и символах, которые он обнаруживает для себя в игре, альянса с его внутренним миром.

Действия , которыми вы можете помочь :

Помочь ребенку составить расписание, в которое он сам внесет время, которое будет уделять играм.

Стараться учить его саморегуляции в соблюдении временного режима , либо режима раундов в игре постепенно самостоятельно.

Не применять манипуляцию гаджетами в качестве поощрения или забирать в качестве наказания.

Признать , что когда -то гаджет предложили вы сами с определении мотивом - например, тишина во время работы или совместной игрой .

Нет плохого или хорошего , есть баланс .

С уважением , Олеся Алпацкая .

На основании исследований : Young K, Kiesler S, Huang.

#психологияличности #подростки #детскаяпсмхология